Новости

13.02.2018

Ильдар Кильметьев: система работает без сбоев

Главный врач Ясненской городской больницы рассказал «Ясненскому вестнику» о «наших» и «не наших» пациентах. 
Оговоримся сразу: речь ни в коем случае не идет о том, что кому-то ясненские врачи могут отказать в медицинской помощи. Вопрос в том, как работает современная система маршрутизации пациентов, по какому принципу выстроена цепочка оказания медицинской помощи нашим жителям. 
По сведениям, полученным из регионального минздрава, сегодня медицинская помощь выстроена по трехуровневой системе. Это значит, что она оказывается в лечебных учреждениях в зависимости от сложности нарушений в состоянии здоровья. По целому ряду заболеваний необходимую медицинскую помощь оказывают специалисты ФАПов, амбулаторий, поликлиник, скорой помощи. В более сложных случаях для оказания специализированной помощи пациенты направляются на лечение в стационары больниц, в межмуниципальные центры. Третий, самый высокий уровень – высокотехнологичная медицинская помощь. Оренбуржцы получают такое лечение в клиниках нашей области, а также направляются в федеральные центры.  
Тактику лечения определяют медицинские работники. И если пациент нуждается, например, в получении специализированной или высокотехнологичной медицинской помощи, то получить ее в полном объеме должен независимо от места проживания – будь то житель областного центра или маленького удаленного села. В этом и заключается принцип равнодоступности медицинской помощи. По медицинским показаниям (то есть если назначил врач), пациент направляется на лечение в нужное медицинское учреждение, проходит диагностические обследования и получает эту помощь бесплатно. 
 - Ильдар Хамитович, а как у нас на территории Ясненского городского округа работает такая система? 
- Она работает без сбоев. Возьмем больного с инфарктом. Первичная помощь оказывается, как правило, скорой помощью. Фельдшер снимает и смотрит ЭКГ, проводит системный тромболизис. Его задача – ввести препарат, чтобы максимально быстро растворить тромб и восстановить кровоток поврежденному миокарду.  
Далее в стационаре начинается следующий этап помощи. Помещаем больного в реанимационное отделение. Здесь пациент находится несколько часов: делаем повторное ЭКГ. Лечащий врач связывается с сосудистыми центрами. Это или областная больница или недавно открытое ангиографическое отделение в городе Новотроицке. Да, мы на какое-то короткое время проблему устранили. Однако остается опасность повторного тромбирования сосуда или он настолько сужен, что пациенту необходимо провести стентирование сосуда (его искусственное расширение). 
Мы отправляем больного на третий этап лечения - высокотехнологичный. В сосудистом центре наш пациент долечивается и переводится к нам на амбулаторное наблюдение. Транспортировка больного производится либо санавиацией, либо на автомобиле скорой помощи. В специализированном учреждении пациент находится в среднем до месяца. Сбоев в таком маршруте нет, он отработан идеально. Подключения какого-то административного ресурса не требуется. Иногда я узнаю, что пациента отправили в Новотроицк только утром на планерке. Это говорит о том, что механизм работает хорошо. Контактируют лечащий врач и специалисты центра. Общаются они по телефону - по прямому каналу, где фиксируются все звонки. Отказов в приеме наших пациентов не было ни одного. 
Еще один пример «этапности» лечения рассмотрим на примере родовспоможения. Есть приказ Минздрава по маршрутизации, в котором прописано, где должна рожать женщина с тем или иным видом патологии. Кто-то остается здесь, кто-то ждет появления своего малыша на свет в Орске, а кто-то будет направлен в перинатальный центр Оренбурга. Имеется общая система мониторинга – компьютерная программа, куда внесены электронные карты беременных женщин. Специалист центра, отслеживая эти данные, сообщает нам, что та или иная пациентка должна быть отправлена либо в Орск, либо в Оренбург. То есть решение о месте родоразрешения принимается коллегиально – нашим врачом-гинекологом и специалистом центра.  
Или вот совсем «свежий» пример. На минувшей неделе случился инсульт у 59-летнего жителя поселка Каракульский. Состояние мужчины было крайне тяжелым. В больницу пациента доставила машина скорой помощи Акжарского ФАПа. Здесь больному сделали компьютерную томографию. Инсульт оказался гемморагическим. В основном, такие пациенты лечатся у нас. Но на этот раз область поражения была довольно обширной. Мы созвонились со специалистами по санавиации областной больницы. К нам прибыл борт с двумя нейрохирургами. Они прооперировали пациента, убрали гематому, восстановили отток ликвора, чтобы кровь не давила на ткани головного мозга. Делали это на месте, потому что транспортировать пациента было опасно. Сейчас наш больной в реанимации. Пациент стабилен. 
Надо сказать, что последний год санавиация работает активно. Мы летаем, к нам летаем. В том году транспортировали семерых пациентов, с начала нынешнего года - уже три. Третьего января отправили пациентку, которая попала перед Новым годом в ДТП. Женщина находилась в тяжелом шоковом сосотянии. Мы ее вывели из этого состояния и подготовили к транспортировке. Вместе с ней был отправлен ребенок, поступивший к нам с черепно-мозговой травмой. Ребенка забрали в центр детской хирургии, а женщина была доставлена в травмоцентр 4-й городской больницы Оренбурга. Пройдя этап высокотехнологичного лечения, пациентка была переведена к нам на долечивание. Сейчас наблюдается амбулаторно.  
Что касается высокотехнологичной медицинской помощи, то этим занимаются федеральные центры. Как правило, туда попадают пациенты, которых осматривали профильные областные специалисты. Именно они принимают решение о дальнейшем маршруте больного. В Ясном достаточно пациентов, которые прошли через федеральные центры. Причем, это пациенты различного профиля. Оказывалась ясненцам и ортопедическая, и кардиохирургическая, и терапевтическая помощь. В основном – в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Челябинске, Чебоксарах. В прошлом году до федеральных центров «доехали» семь наших пациентов.  
Словом, люди должны понять: если мы видим, что уровень оказания помощи конкретному пациенту не наш, мы не будем больного держать здесь, а «передадим» его дальше в руки специалистов. Это однозначно. 
- Как сообщают в Минздраве, в последние годы активизировалась выездная работа врачей ведущих больниц, которые отправляются в территории области, проводят консультирование сложных пациентов, согласовывают тактику оказания помощи, дают рекомендации, при необходимости направляют на лечение в отделения областных и даже федеральных клиник. В Ясный такой «десант» прибудет? 
- Сейчас рассматриваем такую выездную работу для детского населения. На минувшей неделе заведующий детской поликлиникой Артур Николаевич Колодяжный выезжал в Оренбург, общался со специалистами Детской областной клинической больницы для проработки этого вопроса. В ближайшее время задача наших врачей – заняться подбором пациентов, провести все необходимые предварительные обследования детей. 
Виктория Шустова.

Назад к списку новостей